7 января православные отмечают Рождество Христово. В этот день наши предки традиционно шли колядовать. Традиция эта очень интересная. Мы попытались восстановить сценарий таких Колядок.
В первый день Коляд - 7 января - в деревне собиралась молодежь, изготавливала специальную звезду, которую несла на палке как символ звезды, которая привела волхвов поклониться Иисусу Христу. Иногда к звезде приделывали фонарь со свечой.
В процессии было несколько традиционных персонажей. Все они были в масках и специальных костюмах: Дед (главный в группе) с прицепленной бородой изо льна вел Козу (человек в маске и вывернутом тулупе), с ним шли Мехоноша, хитроватый Цыган, "размаляваная" Кабета и Музыка. После Деда Мехоноша был самым важным человеком - он носил мешок, в который складывали дары колядовщикам. Подходя к очередному двору, Дед посылал в хату самого бойкого хлопца. Тот кланялся хозяину, и происходил такой диалог:
- Iду ад пана нашага. Iдучы пытаю, што сказацi маю свайму пану Году, што носiць бароду, шыроку, як лапату, сiву i касмату. Цi шырокi лавы, каб нам паляжацi? Цi добра гаспадыня, каб нас частавацi?
- Адкуль вы?
- Мы людзi непростыя, з далёкага краю, хлопцы ўсе сталыя, з-пад самага раю.
- Адкуль iдзеце?
- Iдзём кругом света, аж ад пана Лета. Мы к лету iдзём, Казу вядзём i радасць нясём.
- Дык просiм у хату!
Все заходили в хату. Если же колядовщиков было слишком много, действие разворачивалось прямо во дворе. Колядующие пели песни, обращаясь по очереди к каждому члену семьи. Хозяину могли спеть:
Ой, добры вечар, пане гаспадару!..
Надзень шубку, выйдзi на вулку,
Стань, паслухай, што ў небе гудзе,
Што ў небе гудзе, прачыстая iдзе,
Прачыстая iдзе, тры радасцi нясе:
Першая радасць - у тваiм доме,
Другая радасць - у тваёй аборы,
Трэцяя радасць - у чыстым полi.
У тваiм доме - дробныя дзеткi,
У тваёй аборы - валы, каровы,
У чыстым полi - буйна жыта…
Хозяйке также желалось быть богатой, да такой, чтобы города могла покупать:
У пана Iвана - вумная жана…
Закупiла яна да тры гарады:
Первы горад - усё з панамi,
Другi горад - усё з казакамi,
Трэцi горад - усё з мужыкамi.
Што з панамi - дай панавацi,
Што з казакамi - ваявацi,
Што з мужыкамi - поле пахацi…
Неженатым хлопцам желали в песнях найти хорошую девушку:
Цераз горачку - тры сцежачкi,
Iшлi туды тры дзевачкi:
Адна iшла ў золаце,
Другая - ў аксамiце,
Трэцяя - у розуме.
Што ў золаце, то Васiлькова,
Што ў аксамiце, то Максiмкава,
Што ў розуме, то Янечкiна.
Я золата хоць прыпазычу,
Аксамiту хоць прыкуплю,
А розуму анi ўцяць, анi ўзяць.
Часто пожелания были с "региональными особенностями":
Узышло, узышло тры месяцы,
Гэй, каляда, каляда! (Повторяется после каждой строки.)
Тры месяцы, ўсе тры ясны.
Было ў маткi тры сыночкi,
Паўставалi, паўмывалiсь,
Паехалi аж на места.
А на месце тры таночкi,
Тры таночкi, ўсе дзявочкi:
Адзiн любiць берасцянку,
Другi любiць кабрынянку,
Трэцi любiць камяньчанку.
Незамужним девушкам желали быть такими красивыми, чтобы все парни засматривались да шапки перед ними снимали:
Ой, красна, красна калiна ў лузе,
Святы вечар! (Повторяется после каждой строки.)
А красней таго Мар"я ў таткi,
Па двару хадзiла - увесь двор красiла.
У сенi ўвайшла - сенi заззялi,
А ў хатку ўвайшла - хатка свяцiцца,
А да цэрквы ўвайшла, як зара ўзайшла.
Там паны стаялi, шапкi знiмалi,
Шапкi знiмалi, усё пыталi:
- Цi ты царэўна, цi каралеўна?
- Я не царэўна, не каралеўна,
Дзям"янава дачка, красна панначка.
После пожелания каждому из домочадцев персонального счастья разворачивалась игра. Коза, которая считалась символом плодородия, начинала танцевать, а все пели:
Ой, ну-ну, каза,
Ой, ну-ну, шэра!
Дзе каза ходзiць,
Там жыта родзiць,
Дзе каза хвастом,
Там жыта кустом,
Дзе каза рогам,
Там жыта стогам.
Потом Коза вдруг падала и будто бы "умирала". Колядующие охали:
Пуц, каза ўпала,
Здохла, прапала!
После этого хозяева должны были броситься одаривать Козу, чтобы та "ожила". Непонятливым подсказывали:
- А ну, барджэй, не баў гасцей.
Механошу - копу грошы,
Падхватнiчкам - чарка гарэлкi,
Чарка гарэлкi, кiлбаса на тарэлкi.
Пачынальнiчку - чацвярык аўса
I наверх кiлбаса.
Ад кошачкi - сала трошачкi,
Ад кароўкi - чвэрць палоўкi,
Ад конiка - бочка солi,
Ад авечкi - рэшата грэчкi,
Ад свiнкi - шрот саланiнкi,
Ад кошкi - гарох у лукошкi,
Ад сабакi - нюх табакi.
Мехоноша аккуратно собирал дары, а потом говорил Козе:
Прыступiся блiзка,
Уклонься нiзка…
Коза вставала, все радовались и желали хозяевам дома:
Будзь ваша здароў,
Як рыжык бароў!
Май торбу грошы,
Жывi ў раскошы!
Май ўсяго даволi
А бяды нiколi!
Стары год канчаем,
Новы зачынаем:
З ранняю вясною,
З буйнаю травою,
З збожжам каласiстым,
З зярном ядранiстым
Ды з прыятным летам,
I з грашом пры гэтым,
I з восенню яснай,
I з долечкай шчаснай!
Внимательный читатель заметит, что пожелание "з ранняю вясною, з буйнаю травою" не очень вяжется с зимой и Новым годом. И будет прав. Все это оттого, что многие колядные песни были заимствованы еще со времен, когда Новый год наши предки праздновали в марте. И соответственно он у них ассоциировался с началом весны.
Кстати, колядующие могли петь песни и не в каждом дворе. Случалось, они заходили в бедную хату. И хозяева, зная, что отблагодарить будет нечем, сразу говорили: "Iдзiце, хлопчыкi, з Богам, няма нам вас чым падарыцi". Колядовщики отвечали: "Бывай здарова, бабулька!" и шли в следующий двор. Особенно любили ходить к панам, ведь там и колядное угощение было панским. Обойдя все дворы, молодежь собиралась в одной большой хате, пировала, а оставшиеся дары делили поровну.
КСТАТИ
Откуда пошло слово "коляды"
У римлян словом "календы" обозначались первые дни каждого месяца. Средние дни назывались "иды", последние - "кануны". Белорусы позаимствовали слово "календы" ("каляды") в своем смысле, называя так только начало всего года. Словом "каляда" могли также называть, скажем, свинью, которую откармливали специально к праздникам. Так и говорили: "Закалю каляду, будзе пачастунак!.." Священник, объезжая дворы на праздничной неделе, тоже собирал "каляду" - рожь, ячмень…
Глеб ЛОБОДЕНКО
Автор благодарит за помощь в подготовке материала кандидата филологических наук, лауреата Госпремии Беларуси, фольклориста Лию СОЛОВЕЙ.
|