При этом он отметил, что в Беларуси выполнена целевая установка по кадровой стабилизации в науке. По его мнению, решение президента
о поддержке ученых, доплаты за научные звания и степени
«позволят более успешно решать кадровые проблемы науки, повысить востребованность интеллектуальных ресурсов страны в интересах национального развития Беларуси».
М.Мясникович также подчеркнул, что в целом по стране
«минимизирована интеллектуальная эмиграция научных кадров». «По нашим данным, это 0,1% от общей численности в стране исследователей и преподавателей», — сказал руководитель Академии наук. По его словам, из Беларуси уезжает все меньше молодых ученых и специалистов. Эта проблема уже не стоит так остро.
Комментируя высказывания Михаила Мясниковича, академик, доктор сельскохозяйственных наук
Иван Никитченко сказал
«Белорусским новостям»: «Я также думаю, что теперь не уезжают, потому что большинство из тех, кто мог это сделать, уже уехали. Молодежь не идет в науку. Показательна ситуация и в сельскохозяйственной сфере. К примеру, у меня уже более десяти лет нет аспирантов. По моим наблюдениям, как пошли кандидаты наук торговать на рынок в 90-е года, так многие там и остались». Действительно, сказать, что молодые ученые в Беларуси социально защищены, было бы преувеличением. Упомянутые Мясниковичем доплаты касаются, прежде всего, людей старшего поколения, которые имеют различные степени. Например, в медицинской сфере, по информации министра здравоохранения
Василия Жарко, в возрастной группе до 40 лет лишь шесть докторов медицинских наук, 157 — старше 60 лет, 19,6% кандидатов наук старше 60 лет и лишь 2,6% (35 человек) — в возрасте до 30 лет.
При том, что президент
Александр Лукашенко еще раз во время выступления на съезде
подчеркнул, что затраты на белорусскую науку не в полной мере соответствуют получаемому от ученых результату, Высшая аттестационная комиссия (
ВАК) инициировала увеличение оплаты труда молодых ученых, сообщает
БЕЛТА.
Председатель комиссии, член-корреспондент Национальной академии наук
Анатолий Афанасьев в ходе заседания секции «Молодежь и инновации» заметил, что в Беларуси оплата труда молодых ученых достаточно низкая:
«Закончив аспирантуру, молодые ученые, работая младшими научными сотрудниками, получают меньше аспиранта. Эту ситуацию необходимо исправить», — сказал Анатолий Афанасьев.
Напомним, средняя стипендия аспирантов в 2007 году в стране составила 483 тысячи рублей (426 тысяч — в прошлом году).
В данной связи ВАК обратилась с предложением в Совет министров, чтобы аспирант получал диплом соискателя, который давал бы ему некую степень. Анатолий Афанасьев заметил, что это позволит
«снивелировать проблему стартовой низкой зарплаты молодых ученых». Кроме того, он сообщил, что аттестационная комиссия внесет предложение об установлении надбавок молодым ученым.
Молодые ученые Беларуси, в свою очередь, инициируют создание общественной организации «Республиканский Совет молодых ученых». Она, кроме прочего, также может помочь решать социальные проблемы среди этой категории работников.
При том, что науку нельзя отделять от сферы производства, для того чтобы сделать ее мощной и чтобы она соответствовала задачам стать производственной силой недостаточно административных ресурсов, считает Иван Никитченко. Академик подчеркнул, что для отдачи научных разработок, в первую очередь, необходимо найти для них заказчика, который в состоянии оплатить работу ученых, внедрить разработку, а после часть прибыли отдавать тем, кто занимался разработкой. Сегодня, считает Иван Никитченко, этот процесс затруднен в силу загосударствеленности белорусской науки.
Следующим шагом оптимизации сферы Иван Никитченко видит политику защиты интеллектуальной собственности:
«Без качественной защиты интеллектуальной собственности перспективы любых разработок достаточно сумрачны». Между тем, из года в год количество аспирантов, а значит, и молодых ученых, в Беларуси уменьшается. Так в нынешнем учебном году в аспирантуре подведомственных Минобразования организаций обучается 2 815 человек, а в докторантуре — 62 человека. Для сравнения — в 2004 году, по
информации Минобразования, в 25 вузах и научных организациях этого министерства обучалось 3 574 аспиранта.
Как известно, с 2006 года подготовка в аспирантуре (докторантуре) осуществляется на контрактной основе, в результате заключено 773 контракта на подготовку научных кадров, в том числе 220 — трехсторонних. Контракты оговаривают обязанности сторон и ставят молодым ученым достаточно жесткие условия, например, по срокам написания диссертаций.
На этот счет Иван Никитченко сказал, что не видит здесь положительного аспекта:
«Раньше молодые ученые работали и без этого административного ресурса. На мой взгляд, это происходило, прежде всего, благодаря уверенности в завтрашнем дне, чего у современных аспирантов нет».