ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и лов-ко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!» Да, признаться сказать, под шумок и обделывали. Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый за-драл. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок-то шустрый был и на вы-думки гораздый. Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами заби-рать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять — Добродетели-то за ним и не поспели. И не поспевши, — огорчились. «Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шел-ках! Мы и в рубище от всех почтены´ будем!» А Пороки им в ответ: «И будьте поч-тены´ с богом!» Не стерпели Добродетели насмешки и стали Пороки на всех перекрестках костить. Выйдут в рубищах на распутие и пристают к прохожим: «Не правда ли, господа честные, что мы вам и в рубище милы?» А прохожие в ответ: «Ишь вас, са-лопниц, сколько развелось! проходите, не задерживайте! бог подаст!» Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. «Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках по-грязнет!» Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают. Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: «Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!» А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. «Нашли, говорят, чем стращать — каторгой! Для нас-то еще либо будет каторга, ли-бо нет, а вы с самого рожденья в ней по` уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а ка`к к нему приступиться — не знают!» Словом сказать, разгоралась распря с каждым днем больше и больше. Сколько раз даже до открытого боя дело доходило, но и тут фортуна почти всегда Добродетелям изменяла. Одолеют Пороки и закуют Добродетели в кандалы: «Си-дите, злоумышленники, смирно!» И сидят, покуда начальство не вступится да на во-лю не выпустит. В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся: — Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь пер-воначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберно-сти да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажа-ли, другим вольный ход дали — колесики-то в машине и поиспортились. И воца-рились на свете смута, свара, скорбь... А вы вот что` сделайте: обратитесь к пер-воначальному источнику — может быть, на чем-нибудь и сойдетесь! Сказал это и пошел путем-дорогой в казначейство подать вносить. Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались. Думали, впрочем, больше Добродетели, потому что у них с голоду животы подвело, а Пороки, как протрубили трубы отбой, так сейчас же по своим прежним канальским делам разбрелись и опять на славу зажили. — Хорошо ему про «свойства» говорить! — первое молвило Смиренномуд-рие, — мы и сами не плоше его эти «свойства» знаем! Да вот одни свойства в барха-те щеголяют и на золоте едят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. Иванушке-то с пола`горя: он набил мамон мякиной — и прав; а нас ведь на мякине не проведешь — мы знаем, где раки зимуют! — Да и что за «свойства» такие проявились! — встревожилось Благочиние, — нет ли тут порухи какой? Всегда были Добродетели и были Пороки, сотни тысяч лет это дело ведется и сотни тысяч томов об этом написано, а он на-тко, сразу ре-шил: «свойства»! Нет, ты попробуй, приступись-ка к этим сотням тысяч томов, так и увидишь, какая от них пыль столбом полетит! Судили, рядили и наконец рассудили: Благочиние правду сказало. Сколько ты-сяч веков Добродетели числились Добродетелями и Пороки — Пороками! Сколько тысяч книг об этом написано, какая масса бумаги и чернил изведена! Добродетели всегда одесную стояли, Пороки — ошуйю; и вдруг, по дурацкому Иванушкину слову, от всего откажись и назовись какими-то «свойствами»! Ведь это почти то же, что от прав состояния отказаться и «человеком» назваться! Просто-то оно, конечно, просто, да ведь иная простота хуже воровства. Поди-тко спроста-то коснись, ан с первого же шага в такое несметное множество капканов попадешь, что и голову там, пожалуй, оставишь! Нет, о «свойствах» думать нечего, а вот компромисс какой-нибудь сыскать — или, как по-русски зовется, фортель — это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам бы по нраву пришелся. Потому что ведь и Порокам подчас жутко приходится. Вот намеднись Любострастие с полич-ным в бане поймали, протокол составили, да в ту же ночь Прелюбодеяние в одном белье с лестницы спустили. Вольномыслие-то давно ли пышным цветом цвело, а те-перь его с корнем вырвали! Стало быть, и Порокам на фортель пойти небезвыгодно. Милостивые государи! милостивые государыни! не угодно ли кому предложить: у кого на примете «средствице» есть? На вызов этот прежде всех выступил древний старичок, Опытом называемый (есть два Опыта: один порочный, а другой добродетельный; так этот — добродетель-ный был). И предложил он штуку: «Отыщите, говорит, такое сокровище, которое и Добродетели бы уважило, да и от Пороков было бы не прочь. И пошлите его пар-ламентером во вражеский лагерь». Стали искать и, разумеется, нашли. Нашли двух бобылок: Умеренность и Ак-куратность. Обе на задворках в добродетельских селениях жили, сиротский надел держали, но торговали корчемным вином и потихоньку Пороки у себя принимали. Однако первый блин вышел комом. Бобылки были и мало представительны, и слишком податливы, чтоб выполнить возложенную на них задачу. Едва появились они в лагере Пороков, едва начали канитель разводить: «Помаленьку-то покойнее, а потихоньку — вернее», как Пороки всем скопищем загалдели: — Слыхали мы-ста прибаутки-то эти! давно вы с ними около нас похаживаете, да не в коня корм! Уходите с богом, бобылки, не проедайтесь! И как бы для того, чтобы доказать Добродетелям, что их на кривой не объе-дешь, на всю ночь закатились в трактир «Самарканд», а под утро, расходясь оттуда, поймали Воздержание и Непрелюбысотворение и поступили с ними до такой степени низко, что даже татары из «Самарканда» дивились: хорошие господа, а что` делают! Поняли тогда Добродетели, что дело это серьезное и надо за него настоящим манером взяться. Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выров-нялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Л и ц е м е р и е ... Все в этом существе было загадкою, начиная с происхождения. Сказывали старожилы, что однажды Смирение с Любострастием в темном коридоре спозна-лись, и от этого произошел плод. Плод этот Добродетели сообща выкормили и вы-поили, а потом и в пансион к француженке Комильфо отдали. Догадку эту подтвер-ждал и наружный вид Лицемерия, потому что хотя оно ходило не иначе, как с опу-щенными долу глазами, но прозорливцы не раз примечали, что по лицу его частенько пробегают любострастные тени, а поясница, при случае, даже очень нехорошо вздрагивает. Несомненно, что в этом наружном двоегласии в значительной мере был виноват пансион Комильфо. Там Лицемерие всем главным наукам выучилось: и «как по струнке ходить», и «как водой не замутить», и «как без мыла в душу влезть»; словом сказать, всему, что добродетельное житие обеспечивает. Но в то же время оно не избегло и влияния канкана, которым и стены, и воздух пансиона были пропитаны. Но, кроме того, мадам Комильфо еще и тем подгадила, что сооб-щила Лицемерию подробности об его родителях. Об отце (Любострастии) созна-валась, что он был моветон и дерзкий — ко всем щипаться лез! Об матери (Смире-ние) — что она хотя не имела блестящей наружности, но так мило вскрикивала, ко-гда ее щипали, что даже и не расположенные к щипанию Пороки (каковы Мздоим-ство, Любоначалие, Уныние и проч.) — и они не могли отказать себе в этом удо-вольствии. Вот это-то среднее существо, глаза долу опускающее, но и из-под закрытых век блудливо окрест высматривающее, и выбрали Добродетели, чтоб войти в пере-говоры с Пороками, и такой общий modus vivendi1 изобрести, при котором и тем и другим было бы жить вольготно. – Да ты по нашему-то умеешь ли? — вздумало было предварительно проэк-заменовать его Галантерейное Обращение. – Я-то? — изумилось Лицемерие, — да я вот как... И не успели Добродетели опомниться, как у Лицемерия уж и глазки опу-щены, и руки на груди сложены, и румянчик на щечках играет... девица, да и ша-баш! — Ишь, дошлая! ну, а по-ихнему, по-порочному... как? Но Лицемерие даже не ответило на этот вопрос. В один момент оно учинило нечто, ни для кого явственно не видимое, но до такой степени достоверное, что Про-зорливство только сплюнуло: «Тьфу!» И затем все одинаково решили: написать у нотариуса Бизяева общую дове-ренность для хождения по всем добродетельским делам и вручить ее Лицемерию. Взялся за гуж, не говори, что не дюж: как ни горько, а пришлось у Пороков пардону просить. Идет Лицемерие в ихний подлый вертеп и от стыда не знает, ку-да глаза девать. «Везде-то нынче это паскудство развелось! — жалуется оно вслух, а мысленно прибавляет: — Ах, хорошо Пороки живут!» И точно, не успело Лицеме-рие с версту от добродетельской резиденции отойти, как уж со всех сторон на него разливанным морем пахнуло. Смехи, да пляски, да игры — стон от веселья стоит. И город какой отменный Пороки для себя выстроили: просторный, светлый, с улицами и переулками, с площадями и бульварами. Вот улица Лжесвидетельства, вот пло-щадь Предательства, а вот и Срамной бульвар. Сам Отец Лжи тут сидел и из ла-вочки клеветой распивочно и навынос торговал. Но как ни весело жили Пороки, как ни опытны они были во всяких каналь-ских делах, а увидевши Лицемерие, и они ахнули. С виду — ни дать, ни взять, сущая девица; но точно ли сущая — этого и сам черт не разберет. Даже Отец Лжи, кото-рый думал, что нет в мире той подлости, которой бы он не произошел, — и тот глаза вытаращил. — Ну, — говорит, — это я об себе напрасно мечтал, будто вреднее меня на свете никого нет. Я — что! вот он, настоящий-то яд, где! Я больше нахалом норов-лю — оттого меня хоть и не часто, а все-таки от времени до времени с лестницы в три шеи спускают; а это сокровище, коли прильнет, — от него уж не отвертишь-ся! Так тебя опутает, так окружит, что покуда все соки не вызудит — не выпустит! Тем не менее, как ни велик был энтузиазм, возбужденный Лицемерием, однако и тут без розни не обошлось. Пороки солидные (аборигены), паче всего дорожившие преданиями старины, как, например: Суемудрие, Пустомыслие, Гордость, Человеко-ненавистничество и проч., — не только сами не пошли навстречу Лицемерию, но и других остерегали. — Истинный порок не нуждается в прикрытии, — говорили они, — но сам свое знамя высоко и грозно держит. Что существенно нового может открыть нам Лицемерие, чего бы мы от начала веков не знали и не практиковали? — Положи-тельно ничего. Напротив, оно научит нас опасным изворотам и заставит нас еже-ли не прямо стыдиться самих себя, то, во всяком случае, показывать вид, что мы стыдимся. Caveant consules!2. До сих пор у нас было достаточно твердых и верных последователей, но ведь они, видя наши извороты, могут сказать: «Должно быть, и впрямь Порокам туго пришлось, коль скоро они сами от себя отрицаться долж-ны!» И отвернутся от нас, вот увидите — отвернутся. Так говорили заматерелые Пороки-Катоны, не признававшие ни новых вея-ний, ни обольщений, ни обстановок. Родившись в навозе, они предпочитали задох-нуться в нем, лишь бы не отступить от староотеческих преданий. За ними шла другая категория Пороков, которые тоже не выказали особенно-го энтузиазма при встрече с Лицемерием, но не потому, однако, чтобы последнее претило им, а потому, что они уже и без посредства Лицемерия состояли в секрет-ных отношениях с Добродетелями. Сюда принадлежали: Измена, Вероломство, Предательство, Наушничество, Ябеда и проч. Они не разразились кликами торже-ства, не рукоплескали, не предлагали здравиц, а только подмигнули глазом: милости просим! Как бы то ни было, но торжество Лицемерия было обеспечено. Молодежь, в лице Прелюбодеяния, Пьянства, Объедения, Распутства, Мордобития и проч., сразу созвала сходку и встретила парламентера такими овациями, что Суемудрие тут же нашлось вынужденным прекратить свою воркотню навсегда. Вы только мутите всех, старые пакостники! — кричала старикам молодежь. — Мы жить хотим, а вы уныние наводите! Мы в хрестоматию попадем (это в осо-бенности льстило), в салонах блистать будем! нас старушки будут любить! Словом сказать, почва для соглашения была сразу найдена, так что когда Ли-цемерие, возвратившись восвояси, отдало Добродетелям отчет о своей миссии, то было единогласно признано, что всякий повод для существования Добродетелей и Пороков, как отдельных и враждебных друг другу групп, устранен навсегда. Тем не менее старую номенклатуру упразднить не решались — почем знать, может быть, и опять понадобится? — но положили употреблять ее с таким расчетом, чтобы всем было видимо, что она прикрывает собой один только прах. С тех пор пошло между Добродетелями и Пороками гостеприимство великое. Захочет Распутство побывать в гостях у Воздержания, возьмет под ручку Лицеме-рие, — и Воздержание уже издали, завидев их, приветствует: — Милости просим! покорно прошу! У нас про вас... И наоборот. Захочет Воздержание у Распутства постненьким полакомиться, возьмет под ручку Лицемерие, а у Распутства уж и двери все настежь: — Милости просим! покорно прошу! У нас про вас... В постные дни постненьким потчуют, в скоромные — скоромненьким. Одной рукой крестное знамение творят, другой — неистовствуют. Одно око горе` возводят, другим — непрестанно вожделеют. Впервые Добродетели сладости познали, да и По-роки не остались в убытке. Напротив, всем и каждому говорят: «Никогда у нас таких лакомств не бывало, какими теперь по`ходя жуируем!» А Иванушка-Дурачок и о сю пору не может понять: отчего Добродетели и По-роки так охотно помирились на Лицемерии, тогда как гораздо естественнее было бы сойтись на том, что и те, и другие суть «свойства» — только и всего. 1 образ поведения 2 пусть консулы будут бдительны!
|